30.12.2010 в 20:19
Пишет PsyCrow:best music of 2010
одиннадцать с половиной месяцев в году я обожаю музыку, а все оставшееся время - ее ненавижу, ибо по причине обостренной листомании в конце каждого декабря я занимаюсь одним исключительно неблагодарным делом: а именно сочиняю гигантский пост с музыкальными итогами года, пытаясь сплясать об архитектуре и разложить все по полочкам.
все это создается на голозадом, википедийном таком энтузиазме и, по большому счету, является пустой тратой времени, но ничего с собой поделать я уже который год не могу.)
20072007 - был, но куда-то сплыл 0__о
2008
2009
как и в прошлый раз, у спектакля четыре акта:
Day 1. Top-5 EPs of 2010
Day 2. Top-30 Albums of 2010
Day 3. Top-25 Songs of 2010
Day 4. Top-10 Artists of 2010 (здесь перечисляются не новомодные группы, а исполнители, которых я для себя открыл только в этом году).
Top-5 EPs of 2010Top-5 EPs of 2010
05. We Were Promised Jetpacks - The Last Place You’ll Look (Fat Cat Records)

Жанр: scottish indie-rock/slowcore.
Лучшие песни: A Far Cry, With The Benefit of Hindsight.
После шумного диковатого дебюта эдинбургский квартет выпустил нечто очень медленное, мрачное и периодически наводящее на мысль, что ребята до одурения обслушались соотечественниками "The Twilight Sad". Есть даже специальные угрюмые версии двух альбомных композиций. Интересно, всерьез они собираются менять стиль, или просто дурака валяют, но, выражаясь их собственными словами, "i cannot predict the future events".
04. Owen Pallett - A Swedish Love Story (Domino)

Жанр: indietronica/violindie.
Лучшие песни: A Man With No Ankles, Scandal at the Parkade.
На новой ипишке Оуэн практически выкорчевал свою фирменную фэнтезийную атмосферу, которую невооруженным ухом можно было услышать на последних его альбомах. Теперь бал правит нарочито легкомысленная индитроника с грустинкой, и хотя аранжировки здесь замечательные, а талант Пэллита ничуть не иссяк, без ощущения, что в дверь вот-вот вломится волшебник или безумный фермер, лично мне как-то непривычно. Но, в конце концов, для подобных экспериментов мини-альбомы и существуют.
03. Cold War Kids - Behave Yourself (Downtown Records)

Жанр: indie-rock/indie-pop.
Лучшие песни: Audience, Coffee Spoon.
Очень ненавязчивый и прилипчивый мини-альбом от талантливых калифорнийцев, составленный, по их словам, из песен, которые мозолили им глаза со времен работы над последней пластинкой. Надо сказать, мало кому помешали бы такие мозоли, как первые две композиции, но не будем о грустном. Сама по себе EP-шка чрезвычайно мила; надеюсь, что "детишкам" хватит задора и на третий лонгплей, выход которого запланирован на январь.
02. The Tallest Man on Earth - Sometimes the Blues is Just a Passing Bird (Dead Oceans)

Жанр: folk/swedish spies.
Лучшие песни: да все *великодушно*.
Хардкорный такой "осенний" релиз от самого крутого шведа на земле. Причем в наличии столько замечательных меланхоличных песен, а почти все обращают внимание только на то, что Матссон впервые goes electric (как кто-то с RYM метко подметил про "The Dreamer": "его нам теперь тоже полагается освистывать на концертах?"). "Like the Wheel" и "Thrown Right At Me", по-моему, здесь самые-самые хайлайты. Удивительно, как у человека получается уже три года в одном, в общем-то, ключе делать столько интересной музыки.
01. Moonface - Marimba & Shit-Drums (Jagjaguwar)

Жанр: крагкор с маримбой.
Лучшие песни: она тут одна.
В тридцатке "полнометражных" альбомов последней пластинки "Wolf Parade" не предвидится, но завершить год, не водрузив Спенсера Крага на какой-нибудь пьедестал, я, конечно, не могу. А ему опять не сидится на месте: луноликий канадец создал очередной сольный проект и в самом начале года выпустил мини-альбом, состоящий из одного-единственного трека - 20-минутного психоделического путешествия по волнам его снов. Получилось просто замечательно: и бесконечная партия маримбы звучит очень оригинально, и с текстами у него, как обычно, все в порядке, да и когда вступают вышеуказанные shit-drums, становится только интереснее.
Пожелаем же Спенсеру выиграть что-нибудь и с основным своим проектом - "Sunset Rubdown" - в 2011-ом, снова порадовав нас хорошей музыкой.
Top-30 Albums of 2010
Top-30 Albums of 2010
30. Seabear - We Built A Fire (Morr Music)

Жанр: indie-pop/folk.
Лучшие песни: Lion Face Boy, Wooden Teeth, In Winter's Eyes.
Второй альбом "морского мишки" спет и сыгран в том же ключе, что и предыдущий: исландская версия Сэма Бима (того, что "Iron & Wine") поет про всякие добрые и теплые вещи в сопровождении инди-поп ансамбля. Неплохая пластинка, не хватает на ней разве что мозговыносительного сингла вроде "I Sing I Swim".
29. Syd Matters - Brotherocean (Because Music)

Жанр: cheerless men/folk/electronic.
Лучшие песни: Wolfmother I, Hi Life, I Might Float.
Унылый француз продолжает активно развивать тематику водных просторов, частично замеченную еще на его предыдущем диске "Ghost Days". "Brotherocean" настолько концептуален, что может запросто вызвать морскую болезнь. Еще Сид с некоторых пор полюбил голосовые сэмплы, так что этого добра здесь тоже хватает, но в целом на альбоме все на своем месте, и его, несмотря на некоторую тягучесть, действительно приятно слушать.
28. Breathe Owl Breathe - Magic Central (Hometapes)

Жанр: folk/indie/baroque pop.
Лучшие песни: Own Stunts, Dogwalkers of the New Age, Dragon, Swimming.
Приятный любому уху околофолковый инди-поп с чуточку наивными текстами про водные процедуры, акробатические трюки, а также принцессу и дракона, которые дружат по переписке. Застенчивому баритону фронтмена кое-где помогает потусторонняя девушка, которую словно бы заперли в ледяной пещере, упоминаемой в названии одной из композиций. Как ни странно, группа очень напоминает другие коллективы с названиями на "летучую" тематику: "Bowerbirds" и "Firekites" - интересно даже, нет ли здесь какого-нибудь заговора.
27. Frightened Rabbit - The Winter of Mixed Drinks (Fat Cat Records)

Жанр: scottish indie-rock/noise-rock.
Лучшие песни: Things, Swim Until You Can't See Land, Living in Colour.
FR на этом альбоме предстали какими-то слишком уж не каноничными шотландцами - в отличие от их предыдущей пластинки, здесь обнаружился перебор жизнеутверждающих композиций. В целом же работа получилась чересчур нойзовая и слегка угловатая; хорошие моменты есть, но до планки качества, поднятой "Midnight Organ Fight", "кролики" со своим новым альбомом, конечно, не дотягивают.
26. Alina Orlova - Mutabor (Metro Music)

Жанр: baroque pop/experimental.
Лучшие песни: Silkas, Vaikelis.
Второй альбом Алины оказался вполне приятным - аранжировки у симпатяги-литовки стали богаче и интереснее, и пусть новизны на пару с харизмой, как два года назад, уже недостаточно, чтобы, умиляясь, накинуть сладкоголосой девушке балл-другой, пластинка все равно вышла добротная и очень перспективная. Vaikelis - так вообще обреченный хит.
25. God Is An Astronaut - Age of the Fifth Sun (Revive Records)

Жанр: god is still an astronaut.
Лучшие песни: In The Distance Fading, Parallel Highway.
Ничего более внятного, чем "очередной альбом скандинавоподобных ирландцев", у меня сказать не получается. А все потому, что "астронавты" вот уже пять пластинок подряд добросовестно делают практически одно и то же, и все, что можно было сказать об их музыке, уже давно сказано. Здесь чуть больше заигрываний с эмбиентом, но фундаментальные основы вроде пафосных названий, стонущих гитар и обилия электронного лоска остались неизменными. Можно сказать, что "Age of the Fifth Sun" - что-то вроде пятого сезона любимого сериала, когда все персонажи и сюжетные ходы уже примелькались, но вы все равно продолжаете преданно ждать новые эпизоды в надежде на то, что еще чуть-чуть, и он все-таки встретит их маму.
24. Cloud Cult - Light Chasers (Earthology Records)

Жанр: indie-rock/indie-pop/experimental.
Лучшие песни: You'll Be Bright, Room Full of People in Your Head, Running With The Wolves, Forces of the Unseen.
Экологически чистые культисты вроде бы собрались завязывать с шоу-бизнесом два года назад, но сейчас почему-то передумали и вслед за EP "Running With The Wolves" выпустили полноценный, уже восьмой свой альбом. Здесь тоже в наличии вполне себе концепция: лирические герои путешествуют по вселенной и рассуждают о жизни и смерти (к слову, если провести параллели с прошлогодним творением "Muse" на схожую тематику, здесь тексты гораздо умнее). Как всегда у СС, на пластинке очень быстро меняются стили, а Крэйг Майнова поет, словно собирается родить через несколько минут, но если не обращать внимание на некоторые надоедливые инструментально-эмбиентные интерлюдии, "Light Chasers" действительно можно наслаждаться.
23. Chikiss - Медленно (Союз)

Жанр: baroque pop/experimental.
Лучшие песни: Весенняя, Медленно.
Российских альбомов в 2010-м я, каюсь, почти не слышал, так что для меня мейджорный дебют питерского коллектива под руководством Гали Чикис - нечто лиричное, доброе и фортепианное; очень светлый такой андеграунд - лучшая пластинка года на наших необъятных просторах. А еще (прямого отношения к музыке это не имеет), исключительно приятно видеть такие простые и понятные названия - это в наше-то неспокойное время краснознаменных дивизий имени чьих-то бабушек и времен года на улице Карла Юхана.
22. Fuzzy Lights - Twin Feathers (Little Red Rabbit)

Жанр: post-rock/modern classical/folk.
Лучшие песни: Fallen Trees, Rituals, Shipwrecks.
В последнее время "красивые" альбомы - то есть те, что со скрипочками, обилием инструментальных отрывков и чередованием вокала между унылым мальчиком и трогательной девочкой - меня скорее раздражают своей монотонностью, чем заставляют мечтательно вздыхать, но вот у этой английской группы, дрейфующей в водах пост-рока неподалеку от залива современной классики, данная программа получилась на удивление приятно. Особое внимание следует обратить на связку "Rituals" + "Shipwrecks".
21. The Irrepressibles - Mirror Mirror (V2)

Жанр: orchestral pop.
Лучшие песни: Anvil, My Witness, Nuclear Skies.
Первая пластинка английского ансамбля, состоящего из толпы флейтистов да скрипачей под руководством странно раскрашенного мужчины в перьях, который носит ирландское имя Джейми Макдермотт. Что совсем не удивительно, на эту банду меня подсадила товарищ председатель. Аранжировки богатые и ни разу не скучные, песни написаны тоже талантливо; смущает, правда, периодически проглядывающий эпатаж вокалиста, и ничего тут не попишешь. Дебют вполне приятный, не скрою, но отъявленный интроверт Оуэн мне все-таки гораздо больше по душе, чем эта буффонада.
20. Mimicking Birds - Mimicking Birds (Glacial Place)

Жанр: folk/cheerless men.
Лучшие песни: Burning Stars, 10%.
Минималистичный и недружелюбный альбом от очередной унылой портлендской группы. Звучат они порой, словно их земляки "Horse Feathers", у которых стащили скрипки. Каким птицам они подражают - непонятно; наверное, потерявшим голос. Музыкой этой весьма непросто проникнуться, ведь фронтмент Нэйт Лэйси мало того, что под свою гитару скорее шепчет, чем поет (единственный приличный сингл "Burning Stars" - исключение, подтверждающее правило), так еще и шепчет крайне неразборчиво; партии же остальных участников трио слышны очень редко и исключительно на заднем плане. Одним словом, пластинка предназначена для хардкорных любителей унылого мужичизма онли.
19. Woods - At Echo Lake (Woodsist)

Жанр: folk/indie-rock/lo-fi.
Лучшие песни: Blood Dries Darker, Suffering Season, Mornin' Time.
Продолжение милейшего "Songs of Shame", вышедшего у лесных товарищей в прошлом году - тот же ненавязчивый ло-фай от талантливых бруклинских фрик-фолкеров. Все здесь на своем законном месте: тоненький голосок вокалиста, веселые гитары - в противовес унылым текстам, чудовищный кавер-арт, сделанный за три минуты, и демонстративно-наплевательское отношение к продакшену (слава богу).
18. Meursault - All Creatures Will Make Merry (Song, By Toad Records)

Жанр: epic scottish lo-fi/folk/electronic.
Лучшие песни: Cranky Resolutions, Weather, New Ruin.
Изобретательный шотландский ло-фай - ло-файнее, наверно, просто некуда. Сами участники по мелочам не размениваются и свой ло-фай называют аж "эпичным". У страдальца Нила Пенникука и его бригады получился альбом, полный тоскливого фолка, который осторожно разбавили электронными примочками и на всякий случай укутали в толстый слой бэкграундных шумов - творение, как вы понимаете, довольно специфическое.
17. Villagers - Becoming a Jackal (Domino)

Жанр: irish indie-pop/folk-rock.
Лучшие песни: Becoming a Jackal, Home, That Day.
Вот еще одно подтверждение подавляющего численного превосходства городского населения над сельским в современном мире: ирландская "деревенщина", номинированная в этом году на "Mercury Prize", состоит всего из одного человека - мульти-инструменталиста с щенячьими глазами по имени Конор Дж. О'Берст... ну, О'Брайен, разумеется, но периодически никакой разницы, право слово, не слышно. Плюсы "Villagers" - в глубокомысленных и чертовски унылых текстах, а также в обреченных на успех синглах вроде "Becoming a Jackal" и "That Day"; минусы - в некотором однообразии музыкального сопровождения и, соответственно, периодически навеваемой скукe.
16. Broken Records - Let Me Come Home (4AD)

Жанр: scottish folk-rock.
Лучшие песни: A Leaving Song, A Darkness Rises Up, You Know You're Not Dead.
Эдинбургская группа с двусмысленным названием записала продолжение своего приятного во всех отношениях дебютника полуторалетней давности: цыганщины здесь стало поменьше, ностальгических настроений побольше - в целом, добротная фолк-рокерская работа с интересным, запоминающимся вокалом.
15. Wild Nothing - Gemini (Captured Tracks)

Жанр: indie-pop/shoegaze.
Лучшие песни: Live in Dreams, Summer Holiday, Gemini.
Добрый грустный поп-шугейз от группы, которая при ином стечении обстоятельств, наверно, могла бы зваться "Belle & Bloody Valentine". Next big thing у них стать вряд ли получиться, но вот уходящий 2010-й год уроженец Вирджинии Джек Татум своей мечтательной дебютной пластинкой определенно украсил.
14. Phosphorescent - Here's To Taking It Easy (Dead Oceans)

Жанр: indie-pop/americana.
Лучшие песни: It's Hard To Be Humble (When You're From Alabama), Mermaid Parade, Los Angeles.
Как оказалось, прошлогодний сборник каверов на Вилли Нельсона был вовсе не творческим экспериментом, а капитальной сменой облика Мэттью Хоука: теперь он и впрямь выступает с полноценным ансамблем, исполняя богато аранжированные, но все столь же унылые кантри-баллады при поддержке бэк-вокала ивувузелистов духового оркестра. Старый Мэттью мне нравился больше, но и эта спокойная пластинка нашему фосфоресцирующему бородачу удалась.
13. Evelyn Evelyn - Evelyn Evelyn (Eleven Records)

Жанр:evelyn evelyn dark cabaret/indie-pop.
Лучшие песни: Evelyn Evelyn, A Campaign of Shock and Awe, Chicken Man, My Space.
Ну, вы знаете Аманду Палмер: вечно она что-нибудь эдакое выкинет. То с лейблом рассорится из-за клипа, то для блога разденется, то за Нила Геймана замуж выйдет. Сейчас вот выпустила совместный диск с известным представителем джипси-фолка Джейсоном Уэбли: да не простой диск, а концептуальный - нам рассказывают сюрреалистичную душещипательную историю про сиамских близняшек, "майспейс" и детскую проституцию. Spoken word'а на пластинке многовато, а сиамские слоники - это явно перебор, но альбом-то получился весьма приятным: композиторский талант Аманды - в полном порядке, и присутствие Джейсона идет ему только на пользу.
12. Fionn Regan - Shadow of an Empire (Heavenly Records)

Жанр: irish folk-rock/indie-rock.
Лучшие песни: Protection Racket, Genocide Matinee, House Detective.
Внезапно Фионн раздобыл на брэйской барахолке электрогитару и кардинально сменил свой стиль: теперь, через четыре года после дебюта, вместо меланхоличных стенаний под акустику он выдает пулеметные рок-н-ролльные речитативы. Ближе к концу, как и на "The End of History", Реган снова успокаивается, но это у него, похоже, вообще хроническое. "Shadow of an Empire" - эдакий кивок в сторону раннего электрического Дилана, и при этом нельзя сказать, что вторая пластинка Фионна получилась хуже или лучше первой - просто два разноплановых альбома.
11. Arcade Fire - The Suburbs (Merge)

Жанр: jangle pop/indie-rock.
Лучшие песни: The Suburbs, Modern Man, City With No Children, Sprawl II (Mountains Beyond Mountains).
Новый и Долгожданный от Самых Главных крышесносного впечатления на меня не произвел: AF стали определенно полегче даже в сравнении с "неоновой библией" (теперь их все чаще хочется обозвать jangle pop), да и ностальгически-бунтарская концепция здешних текстов меня совершенно не тронула, "похороны" были в разы круче в этом плане. Тем не менее, альбом приятный, фирменные струнные аранжировки Оуэна на месте, да и приставучих песен навалом, причем "приставучий" в большинстве случаев - синоним "хорошего". Рококококороко, хэллйеах.
10. Nest - Retold (Serein)

Жанр: modern classical/ambient/instrumental.
Лучшие песни: Cad Goddeu, хотя как цельная работа оно лучше воспринимается.
Переиздание EP 2007-го года с пятью новыми треками. Отличное получилось творение у этого норвежско-валлийского дуэта - альбом пронзительный в своем минимализме, чрезвычайно мрачный и очень живой. Окончательно меня добили названия (да и атмосфера, в принципе) треков на мою любимую валлийскую тематику: "Cad Goddeu", например, про небезызвестную "Битву деревьев" из книги Талиесина.
09. Beach House - Teen Dream (Sub Pop)

Жанр: образцово-показательный инди-поп.
Лучшие песни: Zebra, Norway, Used to Be, 10 Mile Stereo.
Очаровательный третий альбом от убийственно грустного дуэта из Балтимора. Обычно на этой стадии инде-группы либо окончательно изживают себя, или потихоньку выходят на свой пик, и "Beach House" определенно относятся ко второму подвиду. Каждая песня здесь - готовый поп-хит, причем оскорбить балтиморцев, обзывая их просто "попсой", язык не повернется, наверно, ни у кого. Виктория Легранж окончательно осмелела и периодически кричит в микрофон не хуже какой-нибудь Долорес О'Риордан. В общем и целом, пляжный домик незаметно разросся до целого замка.
08. Clogs - The Creatures In The Garden of Lady Walton (Brassland Records)

Жанр: post-rock/modern classical.
Лучшие песни: Red Seas, The Owl of Love, Last Song.
Сайд-проект Брайса Десснера из "The National" и Падмы Ньюсом (no relation) из, э-э, Австралии разродился в этом году четвертой студийной пластинкой - получилась очень красивая и глубокая работа на стыке фолка, пост-рока и неоклассики. Шара Уорден из "My Brightest Diamond" здесь весьма мило притворяется оперной певицей, еще один "националист" Мэтт Бернинджер дарует свой голос очередной сногсшибательной композиции ("Last Song"), а сам по себе культовая фигура Суфьян Стивенс появляется, чтобы исполнить взаправдашнюю последнюю песню ("We Were Here") - одним словом, все приглашенные звезды в ударе, самопровозглашенная музыкальная Ла Мортелла "башмачков" вполне себе удалась.
07. The Unwinding Hours - The Unwinding Hours (Chemikal Underground)

Жанр: post-indie-rock with more than a pinch of Scottish anguish.
Лучшие песни: Knut, There Are Worse Things Than Being Alone, Peaceful Liquid Shell, Annie Jane.
"The Unwinding Hours" - это ровно половина почившего в бозе шотландского коллектива "Aereogramme", исполнявшего воздушную музыку под стать названию. Причем половина самая что ни на есть креативная (гитарист и вокалист), а значит, и делают TWH примерно то же самое: тягучий, грустный и порой откровенно сэдкорный пост-инди-рок, насыщенный тонкоголосыми стенаниями, сэмплами и прочими звуковыми эффектами. Альбом получился хороший, но все-таки, пожалуй, на любителя (тонкой шотландской души, не иначе). Еще у них крутые песни про расставание: насчет того, кому отдать приз за "Best Break-Up Soundtrack", дважды думать не приходится.
06. Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra - Kollaps Tradixionales (Constellation Records)

Жанр: post-rock/art-rock.
Лучшие песни: There Is A Light, Kollaps Tradicional (Bury 3 Dynamos), 'Piphany Rambler.
Устроить социалистическую революцию в Канаде у человека по имени Эфрим Менюк по-прежнему не получается, но рук он не опускает, продолжая строчить гимны под такими названиями, как, например, "я построил себе металлическую птичку" и "я скормил своей металлической птичке крылья других металлических птичек". "Серебряная гора" в который раз сменила название (теперь их надлежит величать "Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra", уже без тралала-бэнда), но кардинальных изменений в ее звучании не наблюдается: все тот же экспериментальный арт-рок с вокалистом, который петь не умеет, но очень старается. Пропанковского хаоса "13 Blues...", их прошлого альбома, поубавилось, но на третьем по счету "коллапсе" (который "Bury Three Dynamos") он присутствует в полном объеме.
Этот SMZ-шный альбом недружелюбен к нетерпеливым: впервые послушав пластинку в конце февраля, все его несомненные достоинства я по-настоящему оценил только с наступлением новой зимы.
05. The Burns Unit - Side Show (n/a)

Жанр: folk-rock/scottish indie.
Лучшие песни: Since We've Fallen Out, Send Them Kids To War, Future Pilot AKC, Helpless To Turn.
Было бы странно, если бы в итоговый чарт тем или иным образом не пробрался Король Креозот. "Отряд Бернса", шотландско-канадская супергруппа, куда, помимо Кенни, входят Эмма Поллок из "The Delgados" и Карин Полварт, без лишнего шума и раскрутки самостоятельно издала в этом году свой дебютный альбом. Здесь есть, кажется, вообще все: от сопровождаемых андерсоновским аккордеоном баллад с вокальным дуэтом "мальчик/девочка" до адской помеси фолка, хип-хопа, регги и антивоенных текстов. А вот чего здесь точно нет, так это слабых песен.
04. Brasstronaut - Mt. Chimaera (Unfamiliar Records)

Жанр: приджазованный инди-поп.
Лучшие песни: Slow Knots, Lo Hi Hopes, Six Toes, Hearts Trompet, Insects.
Молодые да подающие надежды канадцы, разбавляющие инди-поп джазовыми элементами, вслед за прекрасным EP "Old World Lies" выпустили в этом году полноценный дебютный альбом. Теперь они less jazzy и more poppy, но первое слово, которое приходит на ум во время прослушивания их сочинений - по-прежнему "красотища". Альбом впечатляет, начиная с осторожного вступления "Slow Knots" и заканчивая мрачной, забитой духовыми "Insects", а про аппетитную сердцевину и говорить нечего - всем бы, одним словом, такие дебюты.
03. The Tallest Man on Earth - The Wild Hunt (Dead Oceans)

Жанр: folk/swedish spies.
Лучшие песни: The Wild Hunt, Troubles Will Be Gone, King of Spain, A Lion's Heart.
Review
Профессиальный шведский диланоподражатель Кристиан Матссон (вряд ли даже самый высокий человек своего родного города) разродился в этом году вторым - замечательным! - альбомом. Сравнения с тов. Циммерманом, кстати, можно потихоньку откладывать в сторонку. Самопровозглашенный гигант звучит все самобытнее и самобытнее, сочиняя удивительно приставучие песни и исполняя их под гитарку фирменным скрипучим голоском. Переиначивая самого музыканта: go that fucking way, Kristian!
02. The National - High Violet (4AD)

Жанр: унылый инди-рок.
Лучшие песни: вообще-то, все до единой.
Когда унылые мужики поворачиваются к публике лицом, а не тем, чем они обычно к ней повернуты, получается общепризнанный шедевр. На "High Violet" для этого статуса имеется все: отличные аранжировки, мелодии, берущие за сердце, душу и прочие внутренние органы; уютный баритон Мэтта Бернинджера, которого помимо вокального таланта природа явно не обделила сочинительским, а также звезды инде-цеха на полставки (namely Суфьян Стивенс и Bon Iver).
Под этот альбом я влюбился и вылюбился, так что оспаривать глубину его эмоционального спектра, по-моему, бессмысленно.
01. Owen Pallett - Heartland (Domino)

Жанр: концептуальная инди-фэнтези-сказочка.
Лучшие песни: Midnight Directives, Red Sun No. 5, Lewis Takes Action, The Great Elsewhere, E is for Estranged, Tryst with Mephistopheles.
Review
Так уж вышло, что лучший альбом 2010-го я услышал еще в 2009-ом: виноваты в равной степени и пираты, организовавшие утечку, и остальные музыканты, не озаботившиеся тем, чтобы предложить пластинки покруче.
Дабы не провоцировать могущественные японские корпорации, Оуэн избавился от своего сценического имени "Final Fantasy", но на качество музыки это если и повлияло, то разве что в лучшую сторону. "Heartland" получился умнее, взрослее и интереснее всех его предыдущих работ, причем не только в музыкальном, но и в лирическом плане: этот прекрасный многоплановый альбом - жутковатая фэнтезийная история в двенадцати частях, повествующая о персонаже, который решил расправиться с собственным создателем.
Слушать его, каждый раз находя при этом что-то новое, можно, по-моему, попросту бесконечно.
Top-25 Songs of 2010Top-25 Songs of 2010
бэ-э, из-за пресловутых эмбеддед плееров превышен допустимый размер сообщения. вычленяю тогда песенки отдельным постом: Top-25 Songs of 2010
Top-10 Artists of 2010
Top-10 Artists of 2010
О лучших группах и исполнителях, с творчеством которых я познакомился только в этом году.
10. The National

"High Violet", до которого я добрался летом, продержал меня в намагниченном состоянии аж полгода, и на другие альбомы этого коллектива я до недавних пор как-то и не заглядывался (а судя по критике - есть на что). Чувствую, у нас с ними будет долгий и счастливый роман.
9. Blind Pilot

Инди-фолковый дуэт из Портленда, рекомендованный, кажется, ласт-фмом. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, их дебютный и пока единственный альбом оказывает на мой мозг какое-то героиноподобное влияние: с февраля, кажется, и месяца не проходило, чтобы я на нем хотя бы несколько дней подряд не зависал.
8. We Were Promised Jetpacks

Молодые да шумные шотландцы, у которых тоже пока всего полтора альбома (LP + EP), но мне вроде бы хватает. Дебютная пластинка - преимущественно агрессивный инди-рок, о ипишке можно прочесть чуть выше, а судя по видео на ютубе, у них еще и с акустическими выступлениями все в порядке - талантом, одним словом, джетпаки не обделены, с нетерпением буду ждать их следующих творений.
7. The Fall

Спасибо Даше- medicine bottle - в этом году добрался, наконец, до этого культового пост-панк-коллектива. Они раздолбайски прекрасны, а попытки постичь, о чем именно вещает в своих текстах Марк Е. Смит, по-моему, даже среди признанных фанатов считаются моветоном. После двух прослушанных альбомов - "Live at the Witch Trials" и "This Nation's Saving Grace" - я склонен с этим согласиться.
6. Jackson C. Frank

Тоже Дашина работа - прекрасный автор-исполнитель из шестидесятых с чертовски непростой судьбой. У него тоже всего один альбом, зато какой! (Тут, в общем, могло стоять обилие восклицательных знаков, обозначающее скупость моего словарного запаса в связи с его "затокаковостью") Где-то еще существует сборник всяких редких записей Фрэнка, и надо бы мне, кстати, до него при случае добраться.
5. Great Lake Swimmers

Чрезвычайно мелодичные канадские инди-фолкеры, напоминающие совсем приунывшего Эндрю Берда. Я их совершенно неожиданно полюбил за два однотипных, в общем-то, альбома, которые поначалу казались слишком тоскливыми даже по поим меркам - оказалось, ничуть; очень даже в самый раз.
4. Van Morrison

А за этого чудесного североирландца спасибо Gally - толком определить жанр, в котором он выступает, я не возьмусь, потому что уж очень много тут всего намешано, да и не так это важно, наверно: главное, что музыка замечательная. Хорошие впечатления от "Astral Weeks" подкрепил чуть позже "Moondance" - постепенно и остальную дискографию Вэна буду осваивать.
3. Built to Spill

Одни из законодателей классического инди-рока (вместе с "Pavement" и "Modest Mouse"): их эпик "Perfect From Now On" 1997-го года выпуска очень долго не вылезал из моего плеера, и пусть послушанный следующим "There's Nothing Wrong With Love" такого же мозговыносящего впечатления не произвел, команда теперь ходит в фаворитах.
2. Fionn Regan

Еще один талантливый ирландец - ну, тут им всегда рады, вы в курсе. Покорил меня Реган дебютным акустическим альбомом "The End of History", но и электрическое продолжение под названием "Shadow of an Empire" оказалось весьма хорошей пластинкой - приятно, что человек не сидит на одном месте, и ему интересно пробовать что-то новое.
1. King Creosote

Ну, само собой.
Раз услышав творения этого неутомимого, изобретательного и бесконечно обаятельного шотландского фолк-бородача в желтых башмаках, не полюбить его, по-моему, невозможно. Кенни Андерсон мало того, что сам насочинял около сорока альбомов за 15 лет, так еще и помог раскрыться десяткам шотландских инде-коллективов, выпуская их на своем лейбле "Fence Records". Одним словом, на вопрос о примерах для подражания у меня в этом году появился совершенно новый ответ.
в комментариях, если есть такое желание, можно все это обсудить, подискутировать, если есть о чем, а еще было бы очень здорово, если бы вы там выложили свои собственные альбомные топы (скажем, 5 или 10 позиций) - пусть даже с моим они не совпадут ни по одному пункту.
URL записиодиннадцать с половиной месяцев в году я обожаю музыку, а все оставшееся время - ее ненавижу, ибо по причине обостренной листомании в конце каждого декабря я занимаюсь одним исключительно неблагодарным делом: а именно сочиняю гигантский пост с музыкальными итогами года, пытаясь сплясать об архитектуре и разложить все по полочкам.
все это создается на голозадом, википедийном таком энтузиазме и, по большому счету, является пустой тратой времени, но ничего с собой поделать я уже который год не могу.)
20072007 - был, но куда-то сплыл 0__о
2008
2009
как и в прошлый раз, у спектакля четыре акта:
Day 2. Top-30 Albums of 2010
Top-5 EPs of 2010Top-5 EPs of 2010
05. We Were Promised Jetpacks - The Last Place You’ll Look (Fat Cat Records)

Жанр: scottish indie-rock/slowcore.
Лучшие песни: A Far Cry, With The Benefit of Hindsight.
После шумного диковатого дебюта эдинбургский квартет выпустил нечто очень медленное, мрачное и периодически наводящее на мысль, что ребята до одурения обслушались соотечественниками "The Twilight Sad". Есть даже специальные угрюмые версии двух альбомных композиций. Интересно, всерьез они собираются менять стиль, или просто дурака валяют, но, выражаясь их собственными словами, "i cannot predict the future events".
04. Owen Pallett - A Swedish Love Story (Domino)

Жанр: indietronica/violindie.
Лучшие песни: A Man With No Ankles, Scandal at the Parkade.
На новой ипишке Оуэн практически выкорчевал свою фирменную фэнтезийную атмосферу, которую невооруженным ухом можно было услышать на последних его альбомах. Теперь бал правит нарочито легкомысленная индитроника с грустинкой, и хотя аранжировки здесь замечательные, а талант Пэллита ничуть не иссяк, без ощущения, что в дверь вот-вот вломится волшебник или безумный фермер, лично мне как-то непривычно. Но, в конце концов, для подобных экспериментов мини-альбомы и существуют.
03. Cold War Kids - Behave Yourself (Downtown Records)

Жанр: indie-rock/indie-pop.
Лучшие песни: Audience, Coffee Spoon.
Очень ненавязчивый и прилипчивый мини-альбом от талантливых калифорнийцев, составленный, по их словам, из песен, которые мозолили им глаза со времен работы над последней пластинкой. Надо сказать, мало кому помешали бы такие мозоли, как первые две композиции, но не будем о грустном. Сама по себе EP-шка чрезвычайно мила; надеюсь, что "детишкам" хватит задора и на третий лонгплей, выход которого запланирован на январь.
02. The Tallest Man on Earth - Sometimes the Blues is Just a Passing Bird (Dead Oceans)

Жанр: folk/swedish spies.
Лучшие песни: да все *великодушно*.
Хардкорный такой "осенний" релиз от самого крутого шведа на земле. Причем в наличии столько замечательных меланхоличных песен, а почти все обращают внимание только на то, что Матссон впервые goes electric (как кто-то с RYM метко подметил про "The Dreamer": "его нам теперь тоже полагается освистывать на концертах?"). "Like the Wheel" и "Thrown Right At Me", по-моему, здесь самые-самые хайлайты. Удивительно, как у человека получается уже три года в одном, в общем-то, ключе делать столько интересной музыки.
01. Moonface - Marimba & Shit-Drums (Jagjaguwar)

Жанр: крагкор с маримбой.
Лучшие песни: она тут одна.
В тридцатке "полнометражных" альбомов последней пластинки "Wolf Parade" не предвидится, но завершить год, не водрузив Спенсера Крага на какой-нибудь пьедестал, я, конечно, не могу. А ему опять не сидится на месте: луноликий канадец создал очередной сольный проект и в самом начале года выпустил мини-альбом, состоящий из одного-единственного трека - 20-минутного психоделического путешествия по волнам его снов. Получилось просто замечательно: и бесконечная партия маримбы звучит очень оригинально, и с текстами у него, как обычно, все в порядке, да и когда вступают вышеуказанные shit-drums, становится только интереснее.
Пожелаем же Спенсеру выиграть что-нибудь и с основным своим проектом - "Sunset Rubdown" - в 2011-ом, снова порадовав нас хорошей музыкой.
Top-30 Albums of 2010
Top-30 Albums of 2010
30. Seabear - We Built A Fire (Morr Music)

Жанр: indie-pop/folk.
Лучшие песни: Lion Face Boy, Wooden Teeth, In Winter's Eyes.
Второй альбом "морского мишки" спет и сыгран в том же ключе, что и предыдущий: исландская версия Сэма Бима (того, что "Iron & Wine") поет про всякие добрые и теплые вещи в сопровождении инди-поп ансамбля. Неплохая пластинка, не хватает на ней разве что мозговыносительного сингла вроде "I Sing I Swim".
29. Syd Matters - Brotherocean (Because Music)

Жанр: cheerless men/folk/electronic.
Лучшие песни: Wolfmother I, Hi Life, I Might Float.
Унылый француз продолжает активно развивать тематику водных просторов, частично замеченную еще на его предыдущем диске "Ghost Days". "Brotherocean" настолько концептуален, что может запросто вызвать морскую болезнь. Еще Сид с некоторых пор полюбил голосовые сэмплы, так что этого добра здесь тоже хватает, но в целом на альбоме все на своем месте, и его, несмотря на некоторую тягучесть, действительно приятно слушать.
28. Breathe Owl Breathe - Magic Central (Hometapes)

Жанр: folk/indie/baroque pop.
Лучшие песни: Own Stunts, Dogwalkers of the New Age, Dragon, Swimming.
Приятный любому уху околофолковый инди-поп с чуточку наивными текстами про водные процедуры, акробатические трюки, а также принцессу и дракона, которые дружат по переписке. Застенчивому баритону фронтмена кое-где помогает потусторонняя девушка, которую словно бы заперли в ледяной пещере, упоминаемой в названии одной из композиций. Как ни странно, группа очень напоминает другие коллективы с названиями на "летучую" тематику: "Bowerbirds" и "Firekites" - интересно даже, нет ли здесь какого-нибудь заговора.
27. Frightened Rabbit - The Winter of Mixed Drinks (Fat Cat Records)

Жанр: scottish indie-rock/noise-rock.
Лучшие песни: Things, Swim Until You Can't See Land, Living in Colour.
FR на этом альбоме предстали какими-то слишком уж не каноничными шотландцами - в отличие от их предыдущей пластинки, здесь обнаружился перебор жизнеутверждающих композиций. В целом же работа получилась чересчур нойзовая и слегка угловатая; хорошие моменты есть, но до планки качества, поднятой "Midnight Organ Fight", "кролики" со своим новым альбомом, конечно, не дотягивают.
26. Alina Orlova - Mutabor (Metro Music)

Жанр: baroque pop/experimental.
Лучшие песни: Silkas, Vaikelis.
Второй альбом Алины оказался вполне приятным - аранжировки у симпатяги-литовки стали богаче и интереснее, и пусть новизны на пару с харизмой, как два года назад, уже недостаточно, чтобы, умиляясь, накинуть сладкоголосой девушке балл-другой, пластинка все равно вышла добротная и очень перспективная. Vaikelis - так вообще обреченный хит.
25. God Is An Astronaut - Age of the Fifth Sun (Revive Records)

Жанр: god is still an astronaut.
Лучшие песни: In The Distance Fading, Parallel Highway.
Ничего более внятного, чем "очередной альбом скандинавоподобных ирландцев", у меня сказать не получается. А все потому, что "астронавты" вот уже пять пластинок подряд добросовестно делают практически одно и то же, и все, что можно было сказать об их музыке, уже давно сказано. Здесь чуть больше заигрываний с эмбиентом, но фундаментальные основы вроде пафосных названий, стонущих гитар и обилия электронного лоска остались неизменными. Можно сказать, что "Age of the Fifth Sun" - что-то вроде пятого сезона любимого сериала, когда все персонажи и сюжетные ходы уже примелькались, но вы все равно продолжаете преданно ждать новые эпизоды в надежде на то, что еще чуть-чуть, и он все-таки встретит их маму.
24. Cloud Cult - Light Chasers (Earthology Records)

Жанр: indie-rock/indie-pop/experimental.
Лучшие песни: You'll Be Bright, Room Full of People in Your Head, Running With The Wolves, Forces of the Unseen.
Экологически чистые культисты вроде бы собрались завязывать с шоу-бизнесом два года назад, но сейчас почему-то передумали и вслед за EP "Running With The Wolves" выпустили полноценный, уже восьмой свой альбом. Здесь тоже в наличии вполне себе концепция: лирические герои путешествуют по вселенной и рассуждают о жизни и смерти (к слову, если провести параллели с прошлогодним творением "Muse" на схожую тематику, здесь тексты гораздо умнее). Как всегда у СС, на пластинке очень быстро меняются стили, а Крэйг Майнова поет, словно собирается родить через несколько минут, но если не обращать внимание на некоторые надоедливые инструментально-эмбиентные интерлюдии, "Light Chasers" действительно можно наслаждаться.
23. Chikiss - Медленно (Союз)

Жанр: baroque pop/experimental.
Лучшие песни: Весенняя, Медленно.
Российских альбомов в 2010-м я, каюсь, почти не слышал, так что для меня мейджорный дебют питерского коллектива под руководством Гали Чикис - нечто лиричное, доброе и фортепианное; очень светлый такой андеграунд - лучшая пластинка года на наших необъятных просторах. А еще (прямого отношения к музыке это не имеет), исключительно приятно видеть такие простые и понятные названия - это в наше-то неспокойное время краснознаменных дивизий имени чьих-то бабушек и времен года на улице Карла Юхана.
22. Fuzzy Lights - Twin Feathers (Little Red Rabbit)

Жанр: post-rock/modern classical/folk.
Лучшие песни: Fallen Trees, Rituals, Shipwrecks.
В последнее время "красивые" альбомы - то есть те, что со скрипочками, обилием инструментальных отрывков и чередованием вокала между унылым мальчиком и трогательной девочкой - меня скорее раздражают своей монотонностью, чем заставляют мечтательно вздыхать, но вот у этой английской группы, дрейфующей в водах пост-рока неподалеку от залива современной классики, данная программа получилась на удивление приятно. Особое внимание следует обратить на связку "Rituals" + "Shipwrecks".
21. The Irrepressibles - Mirror Mirror (V2)

Жанр: orchestral pop.
Лучшие песни: Anvil, My Witness, Nuclear Skies.
Первая пластинка английского ансамбля, состоящего из толпы флейтистов да скрипачей под руководством странно раскрашенного мужчины в перьях, который носит ирландское имя Джейми Макдермотт. Что совсем не удивительно, на эту банду меня подсадила товарищ председатель. Аранжировки богатые и ни разу не скучные, песни написаны тоже талантливо; смущает, правда, периодически проглядывающий эпатаж вокалиста, и ничего тут не попишешь. Дебют вполне приятный, не скрою, но отъявленный интроверт Оуэн мне все-таки гораздо больше по душе, чем эта буффонада.
20. Mimicking Birds - Mimicking Birds (Glacial Place)

Жанр: folk/cheerless men.
Лучшие песни: Burning Stars, 10%.
Минималистичный и недружелюбный альбом от очередной унылой портлендской группы. Звучат они порой, словно их земляки "Horse Feathers", у которых стащили скрипки. Каким птицам они подражают - непонятно; наверное, потерявшим голос. Музыкой этой весьма непросто проникнуться, ведь фронтмент Нэйт Лэйси мало того, что под свою гитару скорее шепчет, чем поет (единственный приличный сингл "Burning Stars" - исключение, подтверждающее правило), так еще и шепчет крайне неразборчиво; партии же остальных участников трио слышны очень редко и исключительно на заднем плане. Одним словом, пластинка предназначена для хардкорных любителей унылого мужичизма онли.
19. Woods - At Echo Lake (Woodsist)

Жанр: folk/indie-rock/lo-fi.
Лучшие песни: Blood Dries Darker, Suffering Season, Mornin' Time.
Продолжение милейшего "Songs of Shame", вышедшего у лесных товарищей в прошлом году - тот же ненавязчивый ло-фай от талантливых бруклинских фрик-фолкеров. Все здесь на своем законном месте: тоненький голосок вокалиста, веселые гитары - в противовес унылым текстам, чудовищный кавер-арт, сделанный за три минуты, и демонстративно-наплевательское отношение к продакшену (слава богу).
18. Meursault - All Creatures Will Make Merry (Song, By Toad Records)

Жанр: epic scottish lo-fi/folk/electronic.
Лучшие песни: Cranky Resolutions, Weather, New Ruin.
Изобретательный шотландский ло-фай - ло-файнее, наверно, просто некуда. Сами участники по мелочам не размениваются и свой ло-фай называют аж "эпичным". У страдальца Нила Пенникука и его бригады получился альбом, полный тоскливого фолка, который осторожно разбавили электронными примочками и на всякий случай укутали в толстый слой бэкграундных шумов - творение, как вы понимаете, довольно специфическое.
17. Villagers - Becoming a Jackal (Domino)

Жанр: irish indie-pop/folk-rock.
Лучшие песни: Becoming a Jackal, Home, That Day.
Вот еще одно подтверждение подавляющего численного превосходства городского населения над сельским в современном мире: ирландская "деревенщина", номинированная в этом году на "Mercury Prize", состоит всего из одного человека - мульти-инструменталиста с щенячьими глазами по имени Конор Дж. О'Берст... ну, О'Брайен, разумеется, но периодически никакой разницы, право слово, не слышно. Плюсы "Villagers" - в глубокомысленных и чертовски унылых текстах, а также в обреченных на успех синглах вроде "Becoming a Jackal" и "That Day"; минусы - в некотором однообразии музыкального сопровождения и, соответственно, периодически навеваемой скукe.
16. Broken Records - Let Me Come Home (4AD)

Жанр: scottish folk-rock.
Лучшие песни: A Leaving Song, A Darkness Rises Up, You Know You're Not Dead.
Эдинбургская группа с двусмысленным названием записала продолжение своего приятного во всех отношениях дебютника полуторалетней давности: цыганщины здесь стало поменьше, ностальгических настроений побольше - в целом, добротная фолк-рокерская работа с интересным, запоминающимся вокалом.
15. Wild Nothing - Gemini (Captured Tracks)

Жанр: indie-pop/shoegaze.
Лучшие песни: Live in Dreams, Summer Holiday, Gemini.
Добрый грустный поп-шугейз от группы, которая при ином стечении обстоятельств, наверно, могла бы зваться "Belle & Bloody Valentine". Next big thing у них стать вряд ли получиться, но вот уходящий 2010-й год уроженец Вирджинии Джек Татум своей мечтательной дебютной пластинкой определенно украсил.
14. Phosphorescent - Here's To Taking It Easy (Dead Oceans)

Жанр: indie-pop/americana.
Лучшие песни: It's Hard To Be Humble (When You're From Alabama), Mermaid Parade, Los Angeles.
Как оказалось, прошлогодний сборник каверов на Вилли Нельсона был вовсе не творческим экспериментом, а капитальной сменой облика Мэттью Хоука: теперь он и впрямь выступает с полноценным ансамблем, исполняя богато аранжированные, но все столь же унылые кантри-баллады при поддержке бэк-вокала и
13. Evelyn Evelyn - Evelyn Evelyn (Eleven Records)

Жанр:
Лучшие песни: Evelyn Evelyn, A Campaign of Shock and Awe, Chicken Man, My Space.
Ну, вы знаете Аманду Палмер: вечно она что-нибудь эдакое выкинет. То с лейблом рассорится из-за клипа, то для блога разденется, то за Нила Геймана замуж выйдет. Сейчас вот выпустила совместный диск с известным представителем джипси-фолка Джейсоном Уэбли: да не простой диск, а концептуальный - нам рассказывают сюрреалистичную душещипательную историю про сиамских близняшек, "майспейс" и детскую проституцию. Spoken word'а на пластинке многовато, а сиамские слоники - это явно перебор, но альбом-то получился весьма приятным: композиторский талант Аманды - в полном порядке, и присутствие Джейсона идет ему только на пользу.
12. Fionn Regan - Shadow of an Empire (Heavenly Records)

Жанр: irish folk-rock/indie-rock.
Лучшие песни: Protection Racket, Genocide Matinee, House Detective.
Внезапно Фионн раздобыл на брэйской барахолке электрогитару и кардинально сменил свой стиль: теперь, через четыре года после дебюта, вместо меланхоличных стенаний под акустику он выдает пулеметные рок-н-ролльные речитативы. Ближе к концу, как и на "The End of History", Реган снова успокаивается, но это у него, похоже, вообще хроническое. "Shadow of an Empire" - эдакий кивок в сторону раннего электрического Дилана, и при этом нельзя сказать, что вторая пластинка Фионна получилась хуже или лучше первой - просто два разноплановых альбома.
11. Arcade Fire - The Suburbs (Merge)

Жанр: jangle pop/indie-rock.
Лучшие песни: The Suburbs, Modern Man, City With No Children, Sprawl II (Mountains Beyond Mountains).
Новый и Долгожданный от Самых Главных крышесносного впечатления на меня не произвел: AF стали определенно полегче даже в сравнении с "неоновой библией" (теперь их все чаще хочется обозвать jangle pop), да и ностальгически-бунтарская концепция здешних текстов меня совершенно не тронула, "похороны" были в разы круче в этом плане. Тем не менее, альбом приятный, фирменные струнные аранжировки Оуэна на месте, да и приставучих песен навалом, причем "приставучий" в большинстве случаев - синоним "хорошего". Рококококороко, хэллйеах.
10. Nest - Retold (Serein)

Жанр: modern classical/ambient/instrumental.
Лучшие песни: Cad Goddeu, хотя как цельная работа оно лучше воспринимается.
Переиздание EP 2007-го года с пятью новыми треками. Отличное получилось творение у этого норвежско-валлийского дуэта - альбом пронзительный в своем минимализме, чрезвычайно мрачный и очень живой. Окончательно меня добили названия (да и атмосфера, в принципе) треков на мою любимую валлийскую тематику: "Cad Goddeu", например, про небезызвестную "Битву деревьев" из книги Талиесина.
09. Beach House - Teen Dream (Sub Pop)

Жанр: образцово-показательный инди-поп.
Лучшие песни: Zebra, Norway, Used to Be, 10 Mile Stereo.
Очаровательный третий альбом от убийственно грустного дуэта из Балтимора. Обычно на этой стадии инде-группы либо окончательно изживают себя, или потихоньку выходят на свой пик, и "Beach House" определенно относятся ко второму подвиду. Каждая песня здесь - готовый поп-хит, причем оскорбить балтиморцев, обзывая их просто "попсой", язык не повернется, наверно, ни у кого. Виктория Легранж окончательно осмелела и периодически кричит в микрофон не хуже какой-нибудь Долорес О'Риордан. В общем и целом, пляжный домик незаметно разросся до целого замка.
08. Clogs - The Creatures In The Garden of Lady Walton (Brassland Records)

Жанр: post-rock/modern classical.
Лучшие песни: Red Seas, The Owl of Love, Last Song.
Сайд-проект Брайса Десснера из "The National" и Падмы Ньюсом (no relation) из, э-э, Австралии разродился в этом году четвертой студийной пластинкой - получилась очень красивая и глубокая работа на стыке фолка, пост-рока и неоклассики. Шара Уорден из "My Brightest Diamond" здесь весьма мило притворяется оперной певицей, еще один "националист" Мэтт Бернинджер дарует свой голос очередной сногсшибательной композиции ("Last Song"), а сам по себе культовая фигура Суфьян Стивенс появляется, чтобы исполнить взаправдашнюю последнюю песню ("We Were Here") - одним словом, все приглашенные звезды в ударе, самопровозглашенная музыкальная Ла Мортелла "башмачков" вполне себе удалась.
07. The Unwinding Hours - The Unwinding Hours (Chemikal Underground)

Жанр: post-indie-rock with more than a pinch of Scottish anguish.
Лучшие песни: Knut, There Are Worse Things Than Being Alone, Peaceful Liquid Shell, Annie Jane.
"The Unwinding Hours" - это ровно половина почившего в бозе шотландского коллектива "Aereogramme", исполнявшего воздушную музыку под стать названию. Причем половина самая что ни на есть креативная (гитарист и вокалист), а значит, и делают TWH примерно то же самое: тягучий, грустный и порой откровенно сэдкорный пост-инди-рок, насыщенный тонкоголосыми стенаниями, сэмплами и прочими звуковыми эффектами. Альбом получился хороший, но все-таки, пожалуй, на любителя (тонкой шотландской души, не иначе). Еще у них крутые песни про расставание: насчет того, кому отдать приз за "Best Break-Up Soundtrack", дважды думать не приходится.
06. Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra - Kollaps Tradixionales (Constellation Records)

Жанр: post-rock/art-rock.
Лучшие песни: There Is A Light, Kollaps Tradicional (Bury 3 Dynamos), 'Piphany Rambler.
Устроить социалистическую революцию в Канаде у человека по имени Эфрим Менюк по-прежнему не получается, но рук он не опускает, продолжая строчить гимны под такими названиями, как, например, "я построил себе металлическую птичку" и "я скормил своей металлической птичке крылья других металлических птичек". "Серебряная гора" в который раз сменила название (теперь их надлежит величать "Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra", уже без тралала-бэнда), но кардинальных изменений в ее звучании не наблюдается: все тот же экспериментальный арт-рок с вокалистом, который петь не умеет, но очень старается. Пропанковского хаоса "13 Blues...", их прошлого альбома, поубавилось, но на третьем по счету "коллапсе" (который "Bury Three Dynamos") он присутствует в полном объеме.
Этот SMZ-шный альбом недружелюбен к нетерпеливым: впервые послушав пластинку в конце февраля, все его несомненные достоинства я по-настоящему оценил только с наступлением новой зимы.
05. The Burns Unit - Side Show (n/a)

Жанр: folk-rock/scottish indie.
Лучшие песни: Since We've Fallen Out, Send Them Kids To War, Future Pilot AKC, Helpless To Turn.
Было бы странно, если бы в итоговый чарт тем или иным образом не пробрался Король Креозот. "Отряд Бернса", шотландско-канадская супергруппа, куда, помимо Кенни, входят Эмма Поллок из "The Delgados" и Карин Полварт, без лишнего шума и раскрутки самостоятельно издала в этом году свой дебютный альбом. Здесь есть, кажется, вообще все: от сопровождаемых андерсоновским аккордеоном баллад с вокальным дуэтом "мальчик/девочка" до адской помеси фолка, хип-хопа, регги и антивоенных текстов. А вот чего здесь точно нет, так это слабых песен.
04. Brasstronaut - Mt. Chimaera (Unfamiliar Records)

Жанр: приджазованный инди-поп.
Лучшие песни: Slow Knots, Lo Hi Hopes, Six Toes, Hearts Trompet, Insects.
Молодые да подающие надежды канадцы, разбавляющие инди-поп джазовыми элементами, вслед за прекрасным EP "Old World Lies" выпустили в этом году полноценный дебютный альбом. Теперь они less jazzy и more poppy, но первое слово, которое приходит на ум во время прослушивания их сочинений - по-прежнему "красотища". Альбом впечатляет, начиная с осторожного вступления "Slow Knots" и заканчивая мрачной, забитой духовыми "Insects", а про аппетитную сердцевину и говорить нечего - всем бы, одним словом, такие дебюты.
03. The Tallest Man on Earth - The Wild Hunt (Dead Oceans)

Жанр: folk/swedish spies.
Лучшие песни: The Wild Hunt, Troubles Will Be Gone, King of Spain, A Lion's Heart.
Review
Профессиальный шведский диланоподражатель Кристиан Матссон (вряд ли даже самый высокий человек своего родного города) разродился в этом году вторым - замечательным! - альбомом. Сравнения с тов. Циммерманом, кстати, можно потихоньку откладывать в сторонку. Самопровозглашенный гигант звучит все самобытнее и самобытнее, сочиняя удивительно приставучие песни и исполняя их под гитарку фирменным скрипучим голоском. Переиначивая самого музыканта: go that fucking way, Kristian!
02. The National - High Violet (4AD)

Жанр: унылый инди-рок.
Лучшие песни: вообще-то, все до единой.
Когда унылые мужики поворачиваются к публике лицом, а не тем, чем они обычно к ней повернуты, получается общепризнанный шедевр. На "High Violet" для этого статуса имеется все: отличные аранжировки, мелодии, берущие за сердце, душу и прочие внутренние органы; уютный баритон Мэтта Бернинджера, которого помимо вокального таланта природа явно не обделила сочинительским, а также звезды инде-цеха на полставки (namely Суфьян Стивенс и Bon Iver).
Под этот альбом я влюбился и вылюбился, так что оспаривать глубину его эмоционального спектра, по-моему, бессмысленно.
01. Owen Pallett - Heartland (Domino)

Жанр: концептуальная инди-фэнтези-сказочка.
Лучшие песни: Midnight Directives, Red Sun No. 5, Lewis Takes Action, The Great Elsewhere, E is for Estranged, Tryst with Mephistopheles.
Review
Так уж вышло, что лучший альбом 2010-го я услышал еще в 2009-ом: виноваты в равной степени и пираты, организовавшие утечку, и остальные музыканты, не озаботившиеся тем, чтобы предложить пластинки покруче.
Дабы не провоцировать могущественные японские корпорации, Оуэн избавился от своего сценического имени "Final Fantasy", но на качество музыки это если и повлияло, то разве что в лучшую сторону. "Heartland" получился умнее, взрослее и интереснее всех его предыдущих работ, причем не только в музыкальном, но и в лирическом плане: этот прекрасный многоплановый альбом - жутковатая фэнтезийная история в двенадцати частях, повествующая о персонаже, который решил расправиться с собственным создателем.
Слушать его, каждый раз находя при этом что-то новое, можно, по-моему, попросту бесконечно.
Top-25 Songs of 2010Top-25 Songs of 2010
бэ-э, из-за пресловутых эмбеддед плееров превышен допустимый размер сообщения. вычленяю тогда песенки отдельным постом: Top-25 Songs of 2010
Top-10 Artists of 2010
Top-10 Artists of 2010
О лучших группах и исполнителях, с творчеством которых я познакомился только в этом году.
10. The National

"High Violet", до которого я добрался летом, продержал меня в намагниченном состоянии аж полгода, и на другие альбомы этого коллектива я до недавних пор как-то и не заглядывался (а судя по критике - есть на что). Чувствую, у нас с ними будет долгий и счастливый роман.
9. Blind Pilot

Инди-фолковый дуэт из Портленда, рекомендованный, кажется, ласт-фмом. Несмотря на кажущуюся незамысловатость, их дебютный и пока единственный альбом оказывает на мой мозг какое-то героиноподобное влияние: с февраля, кажется, и месяца не проходило, чтобы я на нем хотя бы несколько дней подряд не зависал.
8. We Were Promised Jetpacks

Молодые да шумные шотландцы, у которых тоже пока всего полтора альбома (LP + EP), но мне вроде бы хватает. Дебютная пластинка - преимущественно агрессивный инди-рок, о ипишке можно прочесть чуть выше, а судя по видео на ютубе, у них еще и с акустическими выступлениями все в порядке - талантом, одним словом, джетпаки не обделены, с нетерпением буду ждать их следующих творений.
7. The Fall

Спасибо Даше- medicine bottle - в этом году добрался, наконец, до этого культового пост-панк-коллектива. Они раздолбайски прекрасны, а попытки постичь, о чем именно вещает в своих текстах Марк Е. Смит, по-моему, даже среди признанных фанатов считаются моветоном. После двух прослушанных альбомов - "Live at the Witch Trials" и "This Nation's Saving Grace" - я склонен с этим согласиться.
6. Jackson C. Frank

Тоже Дашина работа - прекрасный автор-исполнитель из шестидесятых с чертовски непростой судьбой. У него тоже всего один альбом, зато какой! (Тут, в общем, могло стоять обилие восклицательных знаков, обозначающее скупость моего словарного запаса в связи с его "затокаковостью") Где-то еще существует сборник всяких редких записей Фрэнка, и надо бы мне, кстати, до него при случае добраться.
5. Great Lake Swimmers

Чрезвычайно мелодичные канадские инди-фолкеры, напоминающие совсем приунывшего Эндрю Берда. Я их совершенно неожиданно полюбил за два однотипных, в общем-то, альбома, которые поначалу казались слишком тоскливыми даже по поим меркам - оказалось, ничуть; очень даже в самый раз.
4. Van Morrison

А за этого чудесного североирландца спасибо Gally - толком определить жанр, в котором он выступает, я не возьмусь, потому что уж очень много тут всего намешано, да и не так это важно, наверно: главное, что музыка замечательная. Хорошие впечатления от "Astral Weeks" подкрепил чуть позже "Moondance" - постепенно и остальную дискографию Вэна буду осваивать.
3. Built to Spill

Одни из законодателей классического инди-рока (вместе с "Pavement" и "Modest Mouse"): их эпик "Perfect From Now On" 1997-го года выпуска очень долго не вылезал из моего плеера, и пусть послушанный следующим "There's Nothing Wrong With Love" такого же мозговыносящего впечатления не произвел, команда теперь ходит в фаворитах.
2. Fionn Regan

Еще один талантливый ирландец - ну, тут им всегда рады, вы в курсе. Покорил меня Реган дебютным акустическим альбомом "The End of History", но и электрическое продолжение под названием "Shadow of an Empire" оказалось весьма хорошей пластинкой - приятно, что человек не сидит на одном месте, и ему интересно пробовать что-то новое.
1. King Creosote

Ну, само собой.
Раз услышав творения этого неутомимого, изобретательного и бесконечно обаятельного шотландского фолк-бородача в желтых башмаках, не полюбить его, по-моему, невозможно. Кенни Андерсон мало того, что сам насочинял около сорока альбомов за 15 лет, так еще и помог раскрыться десяткам шотландских инде-коллективов, выпуская их на своем лейбле "Fence Records". Одним словом, на вопрос о примерах для подражания у меня в этом году появился совершенно новый ответ.
в комментариях, если есть такое желание, можно все это обсудить, подискутировать, если есть о чем, а еще было бы очень здорово, если бы вы там выложили свои собственные альбомные топы (скажем, 5 или 10 позиций) - пусть даже с моим они не совпадут ни по одному пункту.
@темы: музыка: подборки